Удар и толчок в ударной технике боевых искусств (Самый сильный удар 2)

Как отличить между собой удар и толчок? В чём разница? Является ли ударом быстрый толчок?

Рано или поздно вдумчивый адепт боевых искусств приходит к тому, что его начинают беспокоить подобного рода мысли. Он пытается найти ответ на вопрос у тренера, на форумах, в литературе по механике и т.п.

Как правило, заканчивается это тем, что он ещё глубже запутывается (или его запутывают), или у него формируется собственное видение вопроса…

В любом случае, могу сказать, что выкладки теоретической механики сопромата сбрасывать со счетов ни в коей мере не нужно. Их законы и принципы работают в ударах любых боевых систем на 200 %, чтобы ни говорили «эзотерики» о внутренней силе, энергетике и пр.

Все эти внутренние силы не что иное, как синергии колебаний и импульсов множества различных механических систем в теле человека, которые вводятся в эти синергии волевыми усилиями, ментальными концентрациями, визуализациями. За неумение селективно выделять и анализировать эти моменты, проще оказалось назвать это всё «энергией», «внутренней силой» и т.п.

Главное, что так оно и есть – все порождаемые в теле человека энергии являются внутренними, равно как и силы, коль скоро последние тоже исходят изнутри.

Этой преамбулой я просто хотел сразу же отсечь тот аспект, который далее рассматривать не считаю нужным, по крайней мере, в рамках этой статьи.

Теперь к «толчкам» и «ударам».

Не стану писать массу формул и пр. «лабуды», которая способна досконально пояснить всё только физику.

Обратимся к логике, здравому смыслу и априорной понятийной базе (т.е. к очевидным вещам, не требующим доказательств).

Самое важное.

Одно и то же усилие одного и того агента (к примеру, кулака), произведённое с определённой скоростью  может быть как толчковым, так и ударным.

Дело в том, что нельзя рассматривать удар или толчок вне системы от элемента, по которому наносится удар.

Т.е. толчок или удар, определяется не только тем, что и с какой скоростью наносит воздействие, но и тем, на что оказывается это воздействие.

Так одно и то же воздействие может быть как ударным, так и толчковым.

А именно так чаще всего и бывает.

Кроме того, чрезвычайно важно понимать, что упрощенные механические модели недопустимы (точнее, не всегда допустимы) при разборе ударов в боевых искусствах.

Так одно только то, что тело противника неоднородно по плотности, уже сводит на нет те модели, которые рассматривают ударные взаимодействия в БИ, как взаимодействия твёрдых, мягких или упругих тел, но никак не «комбинированных».

А вот для комбинированных тел моделирования ударных взаимодействий должны быть отдельными  для разных этапов и фаз удара.

Для того чтобы дать понять, насколько слаба обычная понятийная база даже у людей, занимающихся ударными боевыми искусствами, я просто задам несколько вопросов и приведу несколько примеров, которые настроят читателя на нужный лад.

Представьте легковой автомобиль…

Допустим, он движется со скоростью 2 км/ч.

Если он столкнётся со стеной кирпичного дома, то он её толкнёт или ударит?

А если автомобиль столкнётся с другим таким же, но стоящим автомобилем, то он его толкнёт или ударит?

А если с человеком? Толкнёт или ударит?

Теперь подставьте вместо автомобиля танк и снова ответьте на все вопросы.

Далее… Подставьте вместо танка человека. И всё заново. Только пусть человек будет со всем этим контактировать незащищённой головой.

А теперь, проработайте все модели, но увеличив скорости движущихся предметов. Сначала до 10 км/ч, затем до 40 км/ч, и на «сладкое» — до 80 км/ч.

Ничуть не сомневаюсь, что Вы всё же сумеете для каждой модели определить «толчок» или «удар». Но точно так же верно и то, что у разных людей мнения могут не совпасть.

Кто-то долго будет сомневаться, какому из определений отдать приоритет.

Всё это происходит из-за умозрительности понятийной базы у каждого отдельного индивида.

Так как для удара в боевых искусствах эту понятийную базу никто не определил, то и споры об ударе в БИ могут идти вечно, но бестолково.

Как в детском стишке:

…Твердят они упрямо:

«Хрю-хрю и «Мяу», и «Гав-гав»…

Всё это значит – «Мама»,

И каждый, каждый ПРАВ…

«Толчок» или «удар», каждый из адептов боевых искусств субъективно определяет по:

  • Нанесённым разрушениям (но и одинаковые разрушения, к примеру, сломанный кирпич, могут быть  произведены и мягкой резиновой пулей и сильным нажатием приставленного сверху лома)
  • Собственным ощущениям (которые вообще ничего не определяют; мастера знают, что правильно нанесённый удар может производить потрясающее впечатление от своего воздействия, при этом бьющий может даже ничего не ощутить)
  • Представлениями о скорости и массе (каша из школьного курса, своих представлений и опыта)
  • И пр. личными выкладками
  • Есть и те, кто решает это с помощью формул (пытаясь быть абсолютно объективным)

По поводу последнего, я писал выше, что модель будет крайне сложна для математического описания, так как потребуется рассматривать множество подсистем для разных фаз удара.

Потому, что удар кулаком в жир на животе – это совсем не то, что удар кулаком в лоб.

А такая система, как удар в живот с целью повредить кишечник или даже брюшную аорту – это сложнейшая для моделирования система, в которой кулак последовательно проходит:

  • Кожу и подкожную жировую клетчатку
  • Мышцы  и фасции живота
  • «брюшинный» жир большого сальника
  • Ну и ещё кое-чего по мелочи….

Так вот как описать удар в такой модели, когда даже трудно определить на какой фазе этой траектории происходит удар или толчок…

Уверен, что все эти выкладки заставили Вас задуматься.

Так вот, для того, чтобы описать модель удара в БИ, нужно несколько унифицировать понятийную базу и систему определений.

Что я сейчас и попытаюсь сделать ниже.

Удар.

При идеальном ударе весь импульс ударяющего предмета переходит в ударяемое тело таким образом, что вся кинетическая энергия ударяющего тела переходит в потенциальную. Что после этого произойдёт, определяется свойствами взаимодействующих тел.

Так, если крепче окажется бьющее тело, то оно в большей степени окажет разрушающее воздействие на ударяемое тело. Если крепче будет ударяемое тело – то всё произойдёт с точностью до наоборот…

Разрушающее воздействие при идеальном ударе определяется именно переходом кинетической энергии в потенциальную через массу сублимаций и трансформаций импульса удара в микровибрации и колебания, вплоть до молекулярных сотрясений, и дальнейшим действием этой потенциальной энергии, в конечном итоге превращающейся в тепло (хаотичные колебания на молекулярном уровне).

Повторюсь, что это рассмотрение ИДЕАЛЬНОГО УДАРА.

Моделью почти идеального удара может быть выстрел мягкой свинцовой пулей в толстый металлический лист. При контакте вся кинетическая энергия пули переходит в потенциальную, но так как лист прочнее, то эта потенциальная энергия, переходя в тепло, расплавляет пулю до жидкого состояния.

Это если ударяемое прочнее…

Если прочнее пуля (ударяющее), например выстрел оболочечной пулей в чугунный куб, то последний разрушится ещё до того, как пуля хоть сколь-нибудь значительно сможет в него заглубиться, т.е., практически в момент контакта.

Сразу подчеркну, что так происходит из-за однородностей бьющего и ударяемого предметов.

О том, как правильно укреплять кулаки и научиться разбивать кирпичи за 2 месяца, можно из видео курса
«Как выковать железный кулак»

Толчок.

При толчке, кинетическая энергия ударяющего тела переходит в кинетическую энергию ударяемого тела. Выглядит это так, что после соударения либо оба тела, либо только ударяемое двигается дальше по оси вектора удара.

Т.е. в этом и суть толчка – тело толкнули, и оно начало  движение.

Хорошая модель идеального толчка – это 2-а шарика на нитках, один из которых после отведения его в сторону возвращается в исходное положение и ударяет по-другому. Вся кинетическая энергия одного шарика переходит в кинетическую энергию второго (как следствие упругости), в результате чего первый шарик останавливается, а второй движется от него в противоположную сторону.

Важно заметить, что если масса первого шарика больше массы второго, то оба шарика продолжат движение после соударения в сторону первоначального движения первого шарика.

Если же масса первого шарика меньше, то вся его энергия вернётся в него от второго более тяжёлого обратно, и он (первый) отскочит назад, притом, что более тяжёлый только чуть качнётся.

В случае с «броском» одного только кулака, кулак не отскочит, но огромная часть его же энергии может вернуться в него от мишени, особенно если она твёрдая. Что явно не пойдёт на пользу кулаку.

Но опять же – это идеальная модель, не применимая в голом виде к ударам в БИ.
Нечто подобное может быть при ударе кулаком в лоб.

Чрезвычайно сильно разнятся реакции на толчок или удар при разной консистенции ударяемого тела.

Для упрощения моделей возьмём априори, что ударяющее тело прочнее ударяемого.

Так если тело твёрдое, то оно, может сохранить собственную форму, а силы, воздействовавшие на него передать окружающим тканям и органам. Именно там и выглядит «идеальный» удар — т.н. «щелчок».

Эффект:

  1. в некоторые части головы – нокаут (в другие части, как лоб, например) может остаться и без эффекта;
  2. в корпус: может возыметь эффект, если прямо под твёрдым (ребром) сразу находится орган (печень, желчный пузырь)

Если же ударяемое тело мягкое, тестообразное, то вся энергия удара способна поглотиться в толще этого тела, иногда даже в поверхностных слоях…

Если ударяемое тело жидкое (как пузырь с водой), то при ударе молекулярное сотрясение может распространяться довольно глубоко.

Такой «щелчок» далеко не всегда эффективен, т.к. при попадании, например в лоб или подкожную жировую клетчатку на животе, вся энергия удара рассеивается в поверхностных тканях мишени. Что вызывает определённые разрушения от вибраций и сотрясений (даже на клеточном уровне), что проявляется в синяках и гематомах, а позже – припухлостях и локальных отёках.

При ударе рукой (ногой) идеального удара быть не может в принципе.

Его пытаются имитировать, выбрасывая, например, один только кулак (как камень на верёвке) и «ловя» его в момент контакта с мишенью. Кулак, «отработавший» таким образом, оставляет всю свою энергию в точке контакта или чуть глубже. Этого вполне может хватить для воздействия на головной мозг, т.е. в голову таким образом можно нокаутировать, т.к. сублимированные и трансформированные силы в виде разнонаправленных вибраций, колебаний и сотрясений способны заставить мозг отключиться в порядке защитной реакции.

А вот для пробивания корпуса этого может оказаться недостаточно, т.к. для нокаута по корпусу необходимо надёжное поражение внутренних органов, находящихся не на поверхности тела.

Для того чтобы достичь кулаком внутренние органы, нужно проникнуть ударной частью опосредованно через ткани, защищающие их (кожу, подкожную жировую клетчатку, мышцы, рёбра и пр.), отодвинув последние на необходимое для этого расстояние,  т.е. попросту оттолкнув или протолкнув их до «вожделенных» органов.

Важно отметить, что идеальных систем в природе не существует, а потому проще определять удар или толчок соотношением перехода кинетической энергии в потенциальную.

Т.е. если большее количество кинетической энергии  бьющего тела перешло в потенциальную, то – это удар. Если наоборот – толчок.

Тамешивари.

Тест на мощь и разрушительную силу удара.

Однако мало кто задумывался над тем, что настоящим ударом, близким к идеальному, проще разрушить руку, а не разбиваемый предмет.

Все те, кто ратует за теорию «настоящего» удара «со сбросом силы и энергии» («щелчок» см. выше) в момент контакта, как-то плохо сопоставляют это с самыми важными истинами и рекомендациями, связанными с разбиванием предметов.

А последние сводятся к тому, что не нужно останавливать руку или ногу в момент контакта. Наоборот, — нужно проходить через препятствие «транзитом», представляя конечную точку удара далеко по ходу вектора силы удара за пределами поверхности мишени.

Стоит же сконцентрировать силу удара на поверхности мишени, как ничего кроме разбитого кулака не выйдет. Это классическая ошибка дилетанта. Результат тем вернее, чем крепче разбиваемый предмет. В некоторых случаях может сломаться и предмет (если он не очень прочен, крепок, толст и т.п.), но и рука будет повреждена.

Если кому доводилось видеть видео, записанное камерой с высокоскоростным затвором, позволяющем рассмотреть процессы сотых долей секунды, то они сразу поймут, о чём ведётся речь.

А кто не видел – попробуйте найти на Ютубе видео в такой съёмке, где производится тамешивари.

Очень наглядно всё видно, когда предмет разбивают ребром ладони.

В момент контакта и на всём протяжении прохождения ударной поверхности через мишень, эта ударная поверхность и сама форма кисти (в виде шуто) претерпевают такие деформации, что от сформированного шуто ничего вообще не остаётся. Но рука продолжает двигаться дальше и проламывает ударяемый предмет.

Идеальный удар остался бы на поверхности мишени. Весь импульс удара ушёл бы в деформацию кисти, и кинетическая энергия, трансформируясь в потенциальную через различные вибрации и сотрясения, нанесла бы ущерб именно кисти. Но этого не произошло, потому, что точка кимэ, в которой происходить осознанная остановка руки и в которую наносится удар, находится за преградой мишени, которую (мишень) рука продавливает (проталкивает), обладая меньшей прочностью, чем разбиваемый предмет. Таким образом, можно сломать и чугунный брусок, который уж точно прочнее любого ребра ладони или кулака.

Этим и объясняется то, что даже неподготовленный, но уверенный человек ударом тэйшо или тецуй способен разбить кирпич при условии, что не «остановит» движение руки на поверхности кирпича, а пронесёт руку насквозь.

Стоит же ударить по поверхности, как кирпич вернёт всё назад с точно такой же силой, но так как кирпич покрепче, то ему ничего не будет, а вот рука может оказаться в плачевном состоянии.

Вот мы и подошли к тому, что же представляет собой удар в боевых искусствах.

Удар бойца – это 2-е фазы:

  1. толчок – от момента контакта с поверхностью противника и до момента произвольной (контролируемой) остановки ударного агента
  2. удар – от момента произвольной остановки ударного агента в момент полного «адемпфирование» ударного звена (фаза кимэ) и до окончания кимэ

В первую фазу происходит проталкивание поверхностных («не интересных» для бьющего) тканей до «настоящей мишени», которой чаще всего является паренхиматозный (губчатый) или полый орган. И в тех и в других находится какая-либо жидкость, составляющая до 90 % массы органа. Вот на этом органе и начинается УДАР…

Во вторую фазу происходит:

  • переход части кинетической энергии с ударного агента в потенциальную, разрушающую паренхиматозный орган за счёт молекулярного сотрясения жидкости внутри органа и внутри клеток органа
  • переход части кинетической энергии с ударного агента в кинетическую энергию паренхиматозного органа, который деформируется от давления ударного агента, что само по себе разрушает его стенки перерастяжением или сдавлением; к тому же, стремясь занять новой положение, он (орган) оказывает воздействие на окружающие органы и ткани;

Эти процессы способны как разрушить целостность органа, так и сгенерировать так называемую «висцеральную» боль – боль внутренних органов. Это сильнейшая боль, которая не поддаётся волевому контролю в отличие от боли «соматической», которую можно стерпеть или подавить.

Яркие примеры висцеральной боли:

  • почечные или печёночные колики
  • боль от  удара по мошонке, печени, желудку
  • боль при стенокардии и инфаркте миокарда (сильном)

Только люди, занимающиеся специальными практиками и достигшие в них исключительных высот, способны подавить такую боль.

Даже великолепно подготовленные бойцы не способны продолжать бой после получения точного удара в перечисленные выше органы.

Продолжительность фаз удара варьируется в зависимости от того, в какую мишень наносится удар.

Так, при ударе в голову, первая фаза крайне незначительна во времени и пространстве. Правда это зависит и от локации удара, а так же стиля его исполнения.

Так, если удар сфокусировать на поверхностных костных структурах головы, то великолепная «костная передача» донесёт огромную часть импульса и вибраций до мозга. Если энергии удара окажется достаточно для того, чтобы импульс породил в мозге сильные колебания, то мозг рефлекторно выключится – это реакция самосохранения. Отсюда так называемый «классический нокаут».

Если же точку кимэ сфокусировать внутри головы или даже за её пределами, но на векторе удара, то ударный агент может по дороге к точке кимэ толчком проломить некоторые «мешающие» этому движению структуры (как правило, кости: лицевого или даже мозгового черепа). Но это только в том случае, если скорости ударного агента окажется достаточно для того, чтобы не толкнуть всю голову сразу, а сначала, пока инерция головы не даёт начать двигаться голове вместе с кулаком, проломить (деформируя протолкнуть) поверхностные слои в зоне контакта ударяющего агента и мишени. Т.е. это возможно либо при зафиксированной голове, либо высокой скорости взаимодействия, при которой голова остаётся некоторое время на месте за счёт своей инерции.

При ударе по рёбрам цели удара могут разниться.

Так целью может быть непосредственное повреждение рёбер. Другой же целью могут быть глубже лежащие  внутренние органы.

Удар в живот я рассматривал почти в начале статьи.

Есть ещё и удары по ногам (рукам).

И тут цели разнятся.

Можно «хлестануть» и сильно «прижечь» до страшного поверхностного чёрного синяка на ляжке, вбросив всю силу удара на поверхности.

Можно размозжить мышцу, определив точку кимэ в глубине мышцы.

А можно сломать кость бедра или голени, если пронести ударный агент в точку кимэ за пределы кости вдоль вектора удара.

И это всё при одинаковой силе удара.

Так что не стоит удивляться, что одни ломают ударом ногу противника, а от  ударов других эффект крайне посредственный. Дело не в силе улара, а в определении точки кимэ этого удара.

Получается очень многогранная картина на дифференцировку различных фаз, сил самого удара и мест, в которые наносится удар. Эта вариативность не приемлема для бойца и для поединка, как рационального процесса.

Необходимо унифицированное действие, дающее во всех случаях и комбинациях надёжный поражающий эффект.

После множества теоретических исследований и выкладок, прошедших многолетние  (более 15 лет) «натурные испытания», был разработан принцип эффективного удара, отвечающего любой реальной мишени, т.е. любой части тела противника, представляющей самые различные сочетания текстур тканей, расположений органов и пр.

Вкратце, суть такого удара сводится к тому, что точка кимэ удара (место, где начинается вторая фаза удара) располагается на глубине около 20 см «от поверхности» (точки контакта с мишенью).

Вот ниже видео, которое служит иллюстрацией к разбору.
Записано оно было никак не для этой статьи, но подошло как нельзя лучше.

В первом ударе и во втором сила и скорость были совершенно идентичны. Однако, в первом случае доски остались целы, а во втором лопнули, как будто были из тонкого стекла.

В первом случае сброс силы (точка кимэ) был на поверхности. Вся энергия удара рассеялась на поверхности, а часть ушла обратно в кулак. Рассеявшаяся на поверхности энергия даже «визуализировалась», как пыль, которая образовала целое облако вокруг досок в момент удара.

Удар был произведён таким образом вовсе не специально. Желание было – сразу расколоть доски, и всё. Получилось же так потому, что руки примерно равной длины. Поэтому, не сгибая руку, держащую доски, трудно другой рукой нанести сконцентрированный удар с точкой кимэ, находящейся за досками.

Однако на втором ударе так и было сделано, что достигалось большей ротацией корпуса в конечной фазе удара, что позволило «натащить» на себя доски на прямой руке.

И произошло то, что быстро толкнув отломки, бьющий «оторвал» их от оставшихся в руках частей досок. Именно от этого толчка они и полетели дальше. Если бы они отломились от идеального (близкого к идеальному) удара, то упали бы прямо вниз, под ноги бьющему. Или просто образовалась бы конкретная трещина.

Вот и выбирайте, какой вариант вам больше нравится.

А теперь представьте, что нужно ударом сломать доску (разбить яйцо), находящуюся за занавеской (бумагой, картонкой, фанеркой, куском теста и т.д.).

Ещё круче – попробуйте разбить ударом кулака яйцо, находящееся в большом куске теста или сломайте доску, зафиксированную в нескольких слоях гофрокартона…

Получится это сделать, сфокусировав удар в точке  первого контакта?

Очевидно, что НЕТ!!!

Моя рекомендация – бить в точку, расположенную в 15-20 см глубже поверхности контакта, в какую бы часть тела и какой бы частью тела не наносился удар.

И в качестве заключения…

Почему так важно понимание ТОЧКИ КИМЭ.

В любом случае, попали ли вы по мишени или не попали, ударный агент не должен уйти за пределы этой точки.

Особенно это важно при промахе, когда, к примеру, противник разорвал дистанцию.

Глубокий удар в точку кимэ – это ни в коем разе не удар с проносом.

Но это уже отдельная тема.

________________________________________________

P.S.

1. Я (Михаил Шилов) занимаюсь темой постановки удара очень давно и профессионально. Обладаю всеми необходимыми для этого академическими и практическими знаниями в медицине, биомеханике, анатомии и физиологии (врач ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт, мастер спорта России по каратэ).

Разрабатывая теорию универсального удара, я пришёл к необходимости создания специального тренажёра для понимания, постановки и отработки такого удара.

Этот снаряд создавался не один год. Много копий было сломано практически в буквальном смысле этого выражения.

Сейчас этот снаряд создан в окончательном варианте и запатентован.

Пользователи оценили его исключительные качества.

Выдающийся мастер и эксперт в области снарядной подготовки Сергей Бадюк дал наивысшую оценку этому тренажёру.

Что это за снаряд?

Это макивара «Камертон Шилова» (http://www.makiwara.ru).

  • Современная конструкция, совмещающая в себе все основные возможности большинства снарядов, предназначенных для «закалки» ударных поверхностей и постановки удара
  • Регулировка уровня жёсткости и упругости рабочей части, позволяющая плавно увеличивать нагрузки при постановке мощного удара
  • Возможность объективной оценки силы удара
  • Исключительная прочность и долговечность
  • Лучшие материалы, высочайшее качество и прекрасный эстетический вид

Но самое главное, что в макиваре этой конструкции изначально заложена возможность тренировать «глубокий» «универсальный» удар, о котором шла речь в статье (см. выше). Причём результативность произведённого удара можно оценивать объективно, а пробивную силу удара увеличивать до потрясающих величин.

2. Есть авторские методики по работе на этой макиваре. Есть и авторские методики по постановке глубокого удара и без использования макивары.

С этими методиками можно познакомиться на проводимых мною семинарах.

Подробнее об этом здесь >>>

http://www.budoshin.ru/index.php/produkciaverkh/11-seminari.html

© Михаил Шилов (malleus maximus)


back

 

 

Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки