В чём сила нашего самбо, брат!?

Когда-то, на первых турнирах по смешанным единоборствам, мир боевых искусств, буквально, потрясло три знаменательных, поистине, революционных события.

Первое – борьба не менее эффективна в условиях вольного боя, чем «ударные» виды единоборств.

Второе – реальный поединок часто переходит «на землю», и тут со своим умением на ринг вышли представители клана Грейси.

Третье – «за океаном», есть советская борьба «самбо». Которая сумела составить конкуренцию самым грозным соперникам на ринге «боёв без правил».

И вот, как-то за всем «разноцветием» восточных единоборств, самбо выглядит как-то скромно, хотя не перестает завоевывать самые различные награды из мира боевых искусств.

Казалось бы, что может быть яснее с этой советско-российской системой, однако вокруг генезиса самбо ходят самые разнообразные споры, часто перерастающие в грязные сплетни и скандалы, многие «мастера» бесконтактных стилей приписывают себе название «боевое самбо».

Мнения по данному вопросу разнятся, поэтому давайте обратимся к взгляду со стороны.

И так, наш собеседник известный в научных кругах востоковед, культуролог, профессор философии, постоянный гость сайтов Superkarate.UA и Budokarate.ru А.В. Арапов.

Немного о собеседнике:

Фото интервьюируемого (Арапов)· Профессор института заочного экономического образования Воронежского государственного университета;

· Член-корреспондент Российской академии естествознания;

· Член Российского философского общества, член Новой экономической ассоциации;

· Эксперт Единой дискуссионной площадки Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России;

· Доктор философских наук;

· Награждён медалью им. В.И. Вернадского

Приветствую, Александр Владиленович!

Давай поговорим о нашем родном единоборстве – самбо. Почему в мире боевых искусств появилось новое веяние – отказ от ключевой роли в развитии самбо А. Харлампиева и передачи этого статуса В. Ощепкову?

Я думаю, играет роль привлекательность для постсоветского сознания личности самого В. С. Ощепкова: студент духовной семинарии, выпускник Кодокана, «русский самурай», жертва репрессий. А. А. Харлампиев на этом фоне для кого-то выглядит «слишком официальным», может быть, даже «слишком советским». С Ощепковым в качестве своего основателя самбо предстает уже, как бы не совсем, советским. Но, конечно, с точки зрения научной истории самбо такие соображения не должны играть роли.

Стоит ли вообще говорить о конкретном человеке, когда речь заходит о генезисе самбо? Если мы говорим об Ощепкове, то почему забываем Спиридонова, который первый ввел термин самозащита, самооборона без оружия? Почему не говорим о Волкове? К тому же, сделал самбо, поистине, национальным и международным именно Харлампиев или я не прав?

 

15228051_1177381319011433_1109453736_n

Можно назвать целый ряд имен… Кроме перечисленных выше можно вспомнить, например, Е.М. Чумакова и И.В. Васильева, имевших редкое сочетание званий (самих по себе высоких) Заслуженного мастера спорта СССР и Заслуженного тренера СССР.

Харлампиев А. А. Харлампиев завершил оформление системы в ее классическом виде. И он был, действительно, выдающимся педагогом и организатором.
К сожалению, сейчас рассмотрение вопроса о роли Харлампиева перешло в плоскость судебных разбирательств.
Звучат тяжкие обвинения… Полагаю, что до обнародования всех документов, имеющих отношения к данному вопросу лучше воздержаться от каких-либо категорических суждений.

В чем секрет успеха самбо?

Очевидно, тут сыграли роль несколько факторов. Поскольку я занимаюсь востоковедением, то подойду к этому вопросу с точки зрения сравнения с восточными системами. В Японии человек с рождения принадлежал к самурайскому сословию. С детства он погружался в самурайские традиции. Он учился боевым искусствам годами, прежде чем оказывался в ситуации реального боя. Он имел возможность освоить и тонкости традиционной техники и философскую основу своей школы. Создатели самбо работали совсем в других условиях.

15218211_1177381329011432_1777048140_n Спиридонов занимался подготовкой сотрудников НКВД (в структуру которого тогда входили милиция и органы госбезопасности). У пришедших в органы не было времени на то, чтобы годами изучать формальные упражнения. Не ставилась и не могла ставиться задача передача системы как священной традиции (что характерно для многих японских и китайских систем). На подготовку имелся минимум времени, и после нее сотрудникам надо было приступать к работе. Это определило особенности его системы. Он сам характеризовал ее следующим образом:

…Всё вышесказанное заставило переработать весь имеющийся материал в систему. Для этого потребовалось в соответствии с условиями жизни и работы, сократить число приёмов, выкинуть всё сложное, трудно усваиваемое, оставив лишь жизненно необходимое, включить приёмы из других боевых видов спорта, разработать основы тренировки, связав их с жизненной применимостью приёмов, и на основании этих установок дать постепенное развитие тренировки включительно до свободных схваток. Вся система в результате этой работы приняла определённую стройную форму, содержащую в себе простоту при изучении, краткость по затрате времени и по результатам. В.А. Спиридонов ФАИР-ПРЕСС, 2004г.)

Ощепков В. С. Ощепков работал в двух направлениях – с одной стороны, развитие дзюдо как вида спорта. В 1935 г., в частности, было проведено первенство Москвы по дзюдо. А в 1937 г. прошло организационное заседание Всесоюзной секции дзюдо.
После ареста Ощепкова, как известно, название «дзюдо» перестало употребляться, и было заменено на «борьбу вольного стиля».
Другая сторона деятельности – участие в разработке системы физической подготовки для армии.

При этом и спортивное направление имело оборонный характер, рассматривалось как подготовка будущего воина.

Исходная дзюдоистская основа модифицировалась соответствующим образом.

В армии ситуация была сходной с ситуацией в органах. Необходимо было в короткий срок подготовить новобранца для выполнения боевых задач. Бойцы были людьми молодыми, здоровыми, имевшими, как правило, хорошую общефизическую подготовку (достаточно вспомнить нормативы ГТО), многие занимались боксом и различными видами борьбы. Они могли и хотели много и тяжело работать, чтобы научиться побеждать.

Но при этом подготовка должна была быть осуществлена в сжатые (иногда – очень сжатые) сроки.
Не было возможности заниматься отработкой красивого исполнения классического приема (основное достоинство которого, может и состоит в том, что он классический).

Прикладное значение приема, простота его освоения и атлетизм бойца ставились во главу угла.

И оказалось, что построенная на таких принципах система востребована и «на гражданке», что она привлекательна и для тех, кто хочет научиться самообороне «для себя», а не по служебной надобности. К слову отмечу, что выглядит странным, когда представители некоторых школ рукопашного боя, утверждают, что их система вышла из спецназа, и, в то же время, что она рассчитана на больных, немощных и т.д. Всё-таки специальные подразделения — это не слабосильная команда.

Это видео дает некоторое представление о начальном этапе развития самбо.
Здесь мы можем, в частности, видеть Ощепкова.
https://www.youtube.com/watch?v=r_UXpgOZ9eo

 

 

Можно ли говорить о самбо, как о переделанном дзюдо? Не кажется ли это тебе дилетантизмом?

Дзюдо, несомненно, было одним из основных источников самбо, но не единственным. И Ощепков, и Спиридонов, и Харлампиев изучали различные национальные виды борьбы.
Спиридонов так характеризовал источники своей системы: «Материалом для «САМ», кроме джиу-джитсу, послужили отдельные элементы вольно-американской борьбы, французской борьбы, английского бокса, французского бокса сават и бытовой обороны». И сама дзюдоистская техника, и методика ее освоения тоже сильно трансформировались при вхождении в самбо.
Получился синтез, не сводимый ни к одному из источников.

Кто же все-таки создал самбо?

Как и большинство достижений советского периода в самых разных областях создание самбо было плодом сочетания ярких личностей и коллективного труда.

Некоторые представители консервативных кругов пытаются выставить самбо, как некий православный ответ японских языческим единоборствам? А ничего, что самбо, сугубо, советский продукт?

Сам В. С. Ощепков, как личность сформировался в православной среде. В некоторых источниках говорится, что он даже получил благословение на занятия дзюдо у святителя Николая Японского. Однако, в работе с учениками он не мог взять православие в качестве духовной основы обучения. Японские мастера, действительно, опирались в своей работе на буддийское и синтоистское мировоззрение, но тут ситуация была иная.
Учениками Ощепкова были, в основном, люди, родившиеся и выросшие уже в СССР, комсомольцы, а то и члены партии.
Религия для них была предрассудком и пережитком прошлого.
Но это не значит, что у них не было нравственной основы. Это были советские патриоты, люди искренне желавшие защищать свою страну, готовые приложить максимум усилий для того, чтобы достойно подготовиться к схватке с врагом.
Это и было духовной основой развития самбо.

Кстати, о Союзе. Почему именно Советская Россия дала такой толчок для развития своей системы и спорта в целом?

В Советском Союзе была провозглашена задача воспитания всесторонне развитого человека и построения новой, счастливой, жизни. Как бы мы не относились к советскому идеалу и его фактической реализации, но следует признать, что физическая культура и спорт занимали в советском обществе почетное место. Была поддержка сверху, был и, действительно, массовой энтузиазм.
Речь шла не только о спорте высоких достижений, но и спорте массовом, доступном для каждого человека.
Высшие достижения вырастают на почве крепкого среднего уровня.
«Каждый пионер – физкультурник», «будь готов к труду и обороне – спеши на старт на нашем стадионе» — это были не пустые слова.
Имел значение и военный аспект: страна жила под лозунгом «если завтра война, если завтра в поход, мы сегодня к походу готовы».
Поэтому развитие спорта было еще и важной составляющей мобилизационной готовности. Особенно это относилось к тем видам спорта, которые имели ярко выраженное оборонное значение.

 

 

Стоит ли делать акцент в самбо на «национальное»? Может было бы лучше работать на развитие самбо, единоборство международное, как это делал с дзюдо Д. Кано в свое время.

Любое единоборство всегда будет нести отпечаток определённой национальной культуры, исторической эпохи и даже того слоя общества в котором оно формировалось. Но, с другой стороны, по-настоящему эффективная система выходит за рамки места и времени своего рождения. Самбо – часть того наследия, которое советская эпоха оставила нынешней России. Сейчас та советская культура, частью которой оно было, ушла в прошлое. Ушел в прошлое советский человек с его ценностями и складом ума. Не стало и советского уклада жизни. Хотим мы того или не хотим, мы живем в эпоху глобализации. В наши дни, думается, будущее за сочетанием национального и универсального.

15211662_1177382505677981_516457586_n Успех наших спортсменов на международной арене смешанных единоборств обязан, прежде всего, самбо и советской спортивной школе.
В каком направлении возможно дальнейшее развитие самбо? Не получится так, что самбо станет работать только на подготовку кадров для смешанных единоборств?

В смешанных единоборствах больше денег и больше известности на мировом уровне. Поэтому туда и уходят.
Но и самбо не стоит на месте и здесь возможны разные повороты событий.

В любо случае одних организационных мер мало. Важна общая атмосфера в обществе.
Вот сейчас возрождается комплекс ГТО. Но мало снова учредить значки. В 30- гг. сдача норм ГТО была всенародным делом. Не столько почетно было иметь значок ГТО, сколько позорно было его не иметь. Значки высоких ступеней и такие значки как «Ворошиловский стрелок», «Парашютист» были предметом законной гордости. Это касается не только спортивных значков. С гордостью носили и значки об окончании техникумов и ВУЗов. С ними было принято фотографироваться, многие носили их постоянно. Вообще гордились тогда не тем, чем сейчас.

Казалось бы, самбо и дзюдо схожи, но вот такого успеха на ринге смешанных единоборств и на выступлениях по правилам других стилей у дзюдо нет. С чем это связано?

Я снова подойду со сравнительной точки зрения. Формирование самбо тесно связано с решением прикладных задач, с подготовкой военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. В спортивном, гражданском варианте оно не утрачивало связи со своими прикладными истоками. И наоборот – при обучении боевому самбо боевые приемы надстраивались над общесамбистским фундаментом. В японских единоборствах важен канон, важно не просто победить, а победить в соответствии с этим каноном. Важно было показать не только и не столько свое личное превосходство, сколько превосходство своей школы, своей традиции. Дзюдо дальше других направлений ушло от старых самурайских принципов, но общий японский подход никуда не делся. Самбо не случайно называлась борьбой вольного стиля. Оно ориентировалось на ситуацию реального боя с преступником или вражеским солдатам, в котором важна победа любой ценой, и от противника можно ожидать чего угодно.

Смешанные единоборства в чем-то близки к ситуации реального боя, на который самбо и ориентировалось.

Автор статьи: Николай Сокиркин
https://www.facebook.com/aikidzucu
(специально для www.budoshin.ru)

Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки