Цигун, тай цзи цюань, внутренние стили ушу… В чём соль и перец?

Цигун На Западе прочно укрепилась мода на экзотические направления физического воспитания, пришедшие из Индии, Китая, Японии.

Многие явления, такие как цигун, йога, рейки превратились для западного человека в аналог религии, к которой он стал относиться столь же ревностно, как многие относятся к христианской символике. Зачастую, вместо здравого, рационального подхода, мы видим искренне желание обладать чудесной силой, возможностью легко, без физических затрат, расправляться с противника.

Что же такое, ци гун, какое отношение эта система имеет к ушу, тай цзи цюань, как относиться к системам физического и духовного воспитания, узнаем у востоковеда, профессора философии А.В. Арапова.

Здравствуй, Александр Владиленович!

Что же такое цигун и какую связь он имеет с другими видами боевых искусств и методов физического воспитания Китая? Можно ли назвать цигун разновидностью ушу?

Цигун – это система культивирования жизненной энергии. Слово цигун состоит из двух иероглифов. Первый — 氣, ци (в японском — ки). Ци, дословно – воздух дыхание. Это центральный принцип в китайских боевых искусствах и традиционной медицине. Ци можно понять, как жизненную энергию человека и как вселенскую энергию, и как взаимоотношение между материей энергий и духом. Это всё аспекты одной ци. Второй иероглиф — 功 – гун. Гун – это культивирование, работа. Это слово также имеет ряд аспектов — практика, служение, навыки, мастерство, достижение, результат. Этот иероглиф входит в слово 功夫 – гунфу (кунг-фу — в транскрипции, пришедшей из английского языка)

Цигун может иметь различные прикладные аспекты. Он может входить в систему подготовки в целительстве и в боевых искусствах. Таким образом, цигун является частью практики ушу.

Каким направлением ци гун занимался ты? В чем ключевая особенность этой школы?

Я практикую систему Вуксигон (Taijiwuxigong). Его разработал сравнительно недавно Д-р Шен Хонг Сун (08.08.1939 – 26.10.2011) на основе нескольких традиций. Это название можно перевести как «пять дыхательных упражнений». Слово «кси» означает «дыхание через суставы». Посредством расслабления мышц и растяжки связок суставы «открываются». Это повышает интенсивность потока энергии через них, что делает окружающие ткани более здоровыми. Слово «кси» может быть также понято и в более широком смысле – как части тела.
Традиционный цикл состоял из пяти упражнений даоинь: шея, плечи, грудь, живот и ноги. Доктор Шен добавил еще два упражнения: «даоинь Неба и Земли» и закрывающее комплекс упражнение. Одной из отличительных особенностей этого направления являются спонтанные движения, направленные на расслабление мышц и освобождение от негативных энергий.
Практика Вуксигон делится на три уровня: активация нижнего даньтяня, очищение каналов и духовное развития. Я учился этой системе у Мастера Рейки Ханса Трефферса — ученика д-ра Шена.

Чего же в цигун больше всего: мистики или рационализма?

Цигун можно рассматривать и в мистическом, и в материалистическом ключе. Если смотреть на цигун материалистически – это работа с еще не изученными свойствами материи. Западная, позитивистская наука уже признала многое из того, о чем говорит китайская традиция.
Существование акупунктурных меридианов и активных точек зафиксировано естественнонаучными методами. Общепринятая теория, объясняющая, с материалистических позиций цигун и акупунктуру, пока не построена (хотя существует целый ряд гипотез).
Однако, нет никаких принципиальных препятствий для ее разработки.

Как относится к грандиозным заявлениям китайцев, да и людей западной культуры о том, что ци гун излечивается, чуть ли не онкологию и СПИД?

Каждый уважающий себя целитель любой системы имеет в своем арсенале хотя бы одну историю о том, как он вылечил онкозаболевание (шутка). Если серьезно, то случаи излечения онкологических заболеваний в результате применения различных целительских систем, действительно, происходят. Но редко. Можно сказать, что это чудо. А чудо нельзя поставить на поток. Поэтому при онкозаболевании обращение к целителям не может заменить обращения к врач-онкологу.

Раз мы затронули такое понятие, как «ушу», хотелось бы спросить, насколько ушу, в его нынешнем виде относится к боевым искусствам Древнего Китая? И не сталкиваемся ли мы с ситуацией, которую касались, говоря о боевых искусствах Японии?

clip_image002

Гранд мастера храма Шаолинь: Ши Деру и Ши Деян.

Да, есть близкая аналогия.
Своими корнями ушу уходит в глубокую древность, но свой современный вид, в котором оно затем и прославилось на Западе, ушу приобрело в так называемый республиканский период (1912–1949).
Это был период после свержения монархии в Китае. Республиканское правительство проводило политику модернизации. На китайские боевые искусства оно смотрела как на способ воспитания национальной гордости и строительства сильной нации.
Был издан ряд руководств, стали проводиться национальные экзамены и показательные выступления. Был создан также ряд общественных организаций, практиковавших систематический подход к обучению боевым искусствам.
Особо следует отметить Атлетическую ассоциацию «Цзинъу», созданную в 1909 г.
Ее девиз: «Любить свою страну, воспитывать свой характер, быть справедливым, помогать другим».

В 1915 г. Сунь Ятсен, основатель Китайской республики, посетил ежегодное мероприятие Ассоциации и выступил с приветственной речью. В 1928 году правительством Китая была учреждена Центральная академия национального искусства (Zhongyang Guoshuguan). Под «национальным искусством» понимались боевые искусства.
В 1936 году на 11-й Олимпиаде в Берлине китайские мастера впервые продемонстрировали ушу перед международной аудиторией. В Китайской народной республике был краткий период культурной революции, когда боевые искусства подвергались гонениям. Но в другие периоды коммунистическое правительство положительно относилось к развитию ушу.
В 1958 г. была учреждена Всекитайская ассоциация ушу. Китайская государственная комиссия по физической культуре и спорту занималась выработкой стандартных форм для боевых искусств.

Параллельно боевые искусства развивались на Тайване и в Гонконге.

Что такое энергия «ци»? Это и не материальный объект и не трансцендентальный, стоит ли буквально понимать слова древних даосов об этой субстанции? Мы же не создаем шумиху, вокруг, например, «апейрона».

В западном сознании есть четкое деление на мистику и науку, дух и метрию. Человек мог и не слышать о дуализме Декарта, но этот дуализм у него прочно вбит в сознание всей системой образования. Поэтому если что-то не проходит (или не вполне проходит) по разряду науки, то это уже воспринимается как поле для безудержных мистический построений и фантазий. Китайский подход не столько метафизичен, сколь практичен. В этом он отличается и от европейского и от индийского подходов.

Ци традиционно определяется как жизненная энергия. Но что такое жизненная энергия? Какова ее физическая природа? Термин ци, также, как и прана в санскрите и пневма в греческом – это слова, связанные с дыханием, с вдыхаемым воздухом. Но, очевидно к воздуху как таковому их значение не сводится. Ци можно понимать двояко.
Во-первых, как особую форму материи, подобную электромагнитным волнам или радиоактивному излучению. Но естественнонаучными методами ци обнаружить (по крайне мере, пока) не удается. В то же время, как мы обсуждали выше, отдельные феномены, традиционно связываемые с ци, обнаруживаются экспериментальным путем.
Во-вторых, ци можно понимать, как термин обозначающий совокупность физиологических процессов в организме обеспечивающих его здоровье и работоспособность: дыхание, движение крови и лимфы, напряжение и расслабление мышц, передача нервных импульсов и т.д. В любом случае, Ци, я полагаю, все — таки больше физический, чем метафизический термин.

Зачем стоит заниматься ци гун и когда им заниматься не стоит?

Цигун может быть полезен и для освоения традиционной китайской медицины, и для занятий боевыми искусствами, и просто как оздоровительная методика. Заниматься не стоит тем, кто рассчитывает на быстрые и легкие результаты. Для успеха необходимы терпение и настойчивость. И, конечно, должна быть готовность осваивать философские и общекультурные аспекты цигуна, без этого не может быть полноценных занятий. Цигун и ушу неразрывно связаны с историей и культурой Китая.

Стоит ли на полом серьезе воспринимать легенды о неких мастеров Китая и Японии, которые обладали небывалыми физическими и психическими способностями? Отчего, например, истории об Илье Муромце в одиночку сражающимся против полчищ врагов мы относим в разряд детских сказок, а в истории о щуплом мастере, убивающим одним ударов тигра, у нас вызывают священный трепет? Не добавляют ли в китайские системы большую долю мистики именно европейцы и американцы?

В Средние Века в китайской и корейской литературе появились произведения, в которых фигурировали летающие по воздуху даосы и мастера фехтования, способные так запустить меч, что он вырезал на каждом листе дерева одну и ту же фигуру.

«Куньлуньский раб», «Речные заводи» и «Сон в нефритовом павильоне» — характерные образцы таких произведений.
Это были развлекательные произведения, заведомо не претендующие на какую-либо реалистичность. В последующий период такая литература (называвшаяся уся) получила широкое распространение.
В начале 20-го века стали ставить фильмы аналогичной тематики.
Гоминдановское правительство запрещало уся, как пропаганду суеверий и хаотического насилия. Наследниками и, в то же время, конкурентами уся в 1970-х стали гонконгские фильмы об ушу. Здесь, в частности, взошла звезда Брюса Ли.
Они были более реалистичными, но все равно содержали множество традиционных фантастических элементов.
На западе многие принимали всё, что в этих фильмах было показано за чистую монету. Нашлись предприимчивые люди, которые в погоне за известностью и прибылью стали строиться под эти фантастические образы и обещать научит тому, чего и сами не умели.

Шумиха вокруг бесконтактного боя, приемов, когда легким движением руки, мастер может повалить кучу накаченных мужиков, так же к нам пришла из Азии?

В Азии вокруг бесконтактного воздействия нет особой шумихи.
В школах ушу, действительно, рассказывают истории о мастерах, которые могли останавливать противника на расстоянии.
Но при этом не считается, что такие возможности может и должен развивать в себе каждый ученик. Они могут появиться у немногих мастеров как результат долгих и самоотверженных занятий боевыми искусствами.

Во всяком случае, никто не ставит себе целью создание некой особой школы бесконтактного боя, в которой учеников настраивают на то, что им удастся обойтись без физического поединка. Наоборот, путь к мастерству лежит через упорный труд по совершенствованию как своего духа, так и физического тела

clip_image004

А вот тай цзи цюань, как расценивать этот феномен? Как единоборство или гимнастику? Не громкие ли заявления адептов ци гун и тай цзи цюань о том, что они несут в себе огромный боевой потенциал, сравнивая свое единоборство с иглой, спрятанной в вате?

В октябре 1928 г. Центральная академия национального искусства (о которой мы говорили выше) провела крупнейший национальный турнир по боевым искусствам.

Организацией турнира занимались представители гоминдановского генералитета. Его целью было отобрать лучших мастеров для этой академии.
В нем принимали участие 600 человек.
Организаторы разделили участников турнира на категории шаолинь и вудан.
Участники группы вудан рассматривались как обладатели «внутренних» навыков.
Это были главным образом мастера тайцзицюань, синъицюань и багуачжан.
Все остальные участники были отнесены к категории шаолинь.
Поединки поводились по правилам «турниров на платформе лей тай», предполагавших полный контакт, и некоторые из них завершились серьезными травмами.

clip_image006

По результатам этого турнира Фу Чен Сун – стал в академии главным инструктором багуачжан, Ян Ченфу – главным инструктором тайцзицюань и Сун Лю-Тан – синъицюань.

Ян Ченфу

Таким образом, тайцзицюань доказал свою эффективность как боевого искусства.

 

Но, конечно, внутренние стили — это не чудесный талисман. Овладение ими требует упорных тренировок.

Автор статьи: Николай Сокиркин (Писатель, публицист)
https://www.facebook.com/aikidzucu
(специально для www.budoshin.ru)

Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки