О Санчин и Тэншо – никаких секретов и тайн

Обязательно посмотрите это видео, т.к. видео и текст ниже совпадают не полностью.

Когда-то на просторах интернета невозможно было найти что-либо о ката Санчин и Тэншо. И это было плохо…

Это было плохо, потому что из-за недостатка информации эти ката были покрыты мистицизмом. Казалось, что освоить их невозможно.

Мы где-то находили видео записи со старыми мастерами, которые всё это делали и воображали себе, что эти ката позволяют развить какие-то немыслимые свойства и качества.

И те мастера, которые всё это делают – это старые мастера, ортодоксы, владеющие секретными техниками и способные творить «чудеса».

О том же, как делать ката (чтобы добиться чудес) было неизвестно.

И, если кто-то и пытался копировать форму, то на этом всё и заканчивалось.

Сейчас же картина выглядит иначе.

Появилось множество адептов окинавского годзю рю и других направлений каратэ, как правило древних окинавских стилей, в которых ката Санчин и Тэншо являются профильными.
Так вот эти адепты начинают умничать о каких-то конструкциях, формах, структурах, сложнейших дыхательных составляющих, энергетических потоках.
Т.е., оперируют какими-то терминами, которые никак не связаны научными понятиями анатомии, физиологии и биомеханики человека, а базируются на умозрительных доводах и фантазийных представлениях, которые обыватель не в состоянии понять в принципе из-за ненаучной понятийной базы.

Это позволяет «учителям» доносить до слушателей, что всё очень сложно, комплексно и так серьёзно, что лучше и не браться за такие сложности, т.к. это «не для средних умов».

Вот пример такого «фигпоймёшь»

Другое ли дело вот мы – мы ездим «припадать» к стопам первоисточников, и только нам патриархи приоткрываю сокровенное. Поэтому, либо езжайте прямо к Хигаонне, либо давайте к нам. И вот на таком-то семинаре мы вас сможем окончательно убедить, что всё настолько сложно, что мы, владеющие Санчин и Тэншо практически уже полубоги.

Так, на каком-нибудь «Санчин Фесте», например, рассказывается, о том, что всё сложно, невозможно, а сам семинар превращается в демонстрацию превосходства «ведущего».

Так вот я хочу развеять мифы о сложности и недосягаемости для понимания и выполнения ката Санчин и Тэншо.

Не существует никаких тайн и сложностей в освоении этих ката. И изучать их можно не комплексно, а поэтапно.
Причём каждый этап имеет свою собственную ценность, законченность и самодостаточность, т.к. закрывает какой-либо из важных аспектов в освоении ката.

Точно так же осваивается любая техника каратэ и любая ката.

Ну, представьте, если бы ученику с 9 Кю рассказали, показали и объяснили бы все нюансы какой-либо ката и потребовали выполнить её с учётом всех требований одновременно (баланс, тайминг, скорость, сила и пр., как это делает мастер с высоким даном, то молодой адепт, естественно бы отчаялся, впал в ступор и расстроился, т.к. понял бы, что не в состоянии контролировать такое количество принципов, параметров и нюансов.

На начальном этапе требуется просто знание формы и линий эмбусен, т.е. банально рисунка ката.

После освоения этого первого этапа осуществляется переход к следующему и т.д.

Вот точно так же и с Санчин и Тэншо.
Если пытаться разучивать и выполнять ката сразу так, как это делают продвинутые мастера, то действительно можно и не начинать.
Но можно быстро освоить ката, если разложить их на составляющие принципы и разделы.

Так вот, к сожалению, невозможно встретить мастера, который бы разложил по полочкам этапы освоения ката Санчин и Тэншо.
Почему-то в обучении для этик ката существует изъян.
Старые мастера начинают сразу на семинарах давать продвинутые аспекты, а молодых учеников никто ещё не научил даже правильной форме.
В итоге, этот когнитивный диссонанс не даёт хоть сколь-нибудь эффективно продвинуться в освоении ката.

Поэтому, в этом материале я восполню пробел и опишу последовательность этапов для освоения ката Санчин и Тэншо.

Более того, открою вам «секрет».
Всё равно какие ката брать за основу. Санчин, Тэншо, Хангетсу или ещё какие.
С помощью изучения любой ката можно добиться таких же эффектов и результатов, как при изучении и практике Санчин и Тэншо.
Если выполнять ката в соответствии с теми принципами, которые будут описаны далее.

Итак, самое первое. Нужно выбрать один из многочисленных вариантов ката.

Т.к. реально существует большое множество вариантов этих ката.
С разворотами, без разворотов, коротки и длинные, только вперёд или ещё и назад…

На самом деле, вариант не имеет значения. Важно другое, а именно содержание.

Стойка санчин выбрана не случайно.
В ней наиболее простой баланс (между двух стоп) с равномерной развесовкой между ногами, что в передне-заднем направлении, что по ширине. Так же в этой стойке можно легко понижать и повышать расположение центра тяжести простым сгибанием и разгибанием коленей.
Кроме того, в стойке санчин удобно создавать напряжение как сдвигание, так и раздвиганием стоп, что позволяет легко укореняться на месте или быстро стартовать при необходимости.

Вот такие возможности для развития силы, удобства перемещения и крепкой базы даёт стойка санчин.

Удивительно и то, что к этой стойке эмпирически приходят боксёры при работе на короткой дистанции и в клинче, хотя понятия не имеют о том, что есть такая стойка с таким названием.

Это лишний раз подтверждает, что это положение органически правильное и удобное для ведения боя на короткой дистанции.

После того, как выбрана форма ката, можно приступать к освоению рисунка перемещений. Т.к. перемещаться придётся в стойке санчин, то нужно научиться легко удерживать эту стойку, чувствовать положение тела, ног и стоп на месте и в перемещениях.

Выбрали форму, изучили, стойку, научились перемежаться в ней, изучили технический набор движений – вот в этом суть первого этапа.

На втором этапе происходит согласование движений бёдер и локтей.

В ката Санчин и Тэншо существуют определённые движения рук (набор приёмов, технических действий).

Руки в ката почти всё время согнуты, как и ноги.
Важна полная синхронизация движений стоп, коленей, бёдер и локтей. Особенно бёдер и локтей, связанных невидимой, но жёсткой трансмиссией. На начальном этапе движение бёдер может быть даже слегка увеличенным для лучшего понимания связи в работе на согласовании трансмиссии бёдер и локтей. Т.е. для лучшего понимания, что бедро и локоть двигаются синхронно и одномоментно.

На этом этапе синхронизация движений локтя и бедра – это самое важное.

В ката Санчин мы работаем преимущественно в варианте гиаку (разноимённый вариант – когда спереди левая нога, то работаем правой рукой, и наоборот), а в ката Тэншо вариант ои, т.е одноимённый – когда спереди правая нога, то работает и правая рука.

Таким образом, чисто технически, для полноты и комплексности проработки техник требуются обе ката.

Т.е. на настоящем этапе не рассматриваются моменты дыхания, генерации силы и т.п. Работа идёт только над биомеханической моделью ката и силой.

Нужно помнить, что на начальном этапе постижения боевых искусств сила черпается из «мышц, связок и костей», т.е. чисто из тела. Вот во время первого этапа акцент делается именно на этом.

На следующем этапе включается т.н. «сила дыхания».

Что подразумевает это понятие?
Нет. Это не какой-то «эфир», «дух», «энергия» и т.п.
Это синхронизированное подключение дыхания в каждое техническое действие.
А именно, скоординированная работа всех дыхательных мышц, от диафрагмы до всех соматических мышц, способных принимать участие в акте дыхания (мышцы тазовой диафрагмы, мышцы брюшного пресса, зубчатые, косые, межрёберные). Тренируется брюшное диафрагмальное дыхание и увеличивается внутрибрюшное давление.

Синхронизация дыхания и технического действия приводит к тому, что дыхание совпадает с началом движения, равно как и движение завершается одномоментно с окончанием выдоха.

Т.е., самое важное на этом этапе – это синхронизация вдохов и выдохов с совершаемыми действиями.

Выдох должен быть хорошим, полноценным, чтобы полностью максимально подключались дыхательные мышцы.

И вовсе необязательно для этого разевать рот, как жаба, хрипеть, сопеть и сипеть как пожилой комодский варан с трахеостомией.

В излишнем кривлянии и подражательстве кроется самая большая ошибка начинающих адептов. В изучаемой технике должен быть рационализм, а не слепое обезьянничание без понятия, зачем совершается то или иное действие.

Потому что гораздо важнее принцип, чем внешняя форма.

Хочу отметить, что именно эти этапы имеют непосредственное реальное прикладное значение для освоения методов генерации силы при формировании межмышечной и внутримышечной координации для нанесения сокрушительных ударов или постановки мощных техник защиты.

И это может быть абсолютно самодостаточным при практике ката санчин и тэншо. Т.е., можно остановиться только на этом, если больше всего интересует именно прикладное значение этих ката.

Вот тут и возникает дуализм между задачами, потому что следующий этап более интересен тем, кто тренирует энергетические ката больше с целью работы «с энергией» и оздоровительных практик.
Начинать работать следующий этап без качественного освоения предыдущего невозможно, если есть желание добиться хоть какого-то результата.
Но именно так и происходит, когда молодых адептов начинаю обучать на семинарах практикам санчин и тэншо.

Т.е., начинают строить дом с крыши, не подготовив нужного фундамента и не возведя стен…

Следующий этап – это подключение «силы внутренних органов».

Вообще, в каратэ существует такая доктрина 3-х сил:

  1. До 40 лет – сила мышц
  2. От 40 до 60 – сила дыхания
  3. От 60 и старше – сила внутренних органов

На самом же деле, все эти силы (принципы) можно научиться применять одновременно и не дожидаясь «необходимого» возраста.

Так вот, сила внутренних органов в ката Санчин и Тэншо «пробуждается» при помощи управления внутрибрюшным давлением.

В прикладном для поединка аспекте, создание высокого внутрибрюшного давления позволяет выдерживать даже весьма сильные удары в живот и грудь от противника.

Просто удары противника не будут «заглубляться», проникая глубоко и поражая внутренние органы (только если противник, конечно, не работает регулярно на постановку удара на макиварах конструкции Шилова – Камертон и (или) МБШ – тогда не поможет ничто – пробьёт через мышцы пресса до позвоночника или высадит все рёбра, которые зацепит).

Управляется внутрибрюшное давление (повышается и понижается) с помощью сокращения и расслабления дыхательной диафрагмы, мышц тазовой диафрагмы и передней стенки живота. Всё это очень несложно.

Повышение давление осуществляется следующим комплексом действий:
1. Напряжение мышц брюшного пресса при одновременном выпячивании, а не втягивании, передней стенки живота.
Делается это вне зависимости от фазы вдоха или выдоха, если идёт прицельная работа над контролем внутрибрюшного давления.
Если же работа идёт на начальных этапах освоения формы, трансмиссии и координации движений с дыханием, то внутрибрюшное давление повышается только в фазу выдоха.

  1. Сильное сокращение мышц вокруг ануса.
  2. Сокращение мышц тазового дна (тазовой диафрагмы). Правильное его выполнение внешне проявляется ещё и в сглаживании поясничного лордоза, т.е. позвоночник выравнивается в поясничном отделе, а таз выводится кпереди. Представить это действие можно, вспомнив качающие движения вперёд-назад Майкла Джексона. Для адептов каратэ, возможно понятнее покажется следующее объяснение.
    Представьте, что пояс повязал узлом не на животе, а на крестце или пояснице. Теперь концы пояса нужно пропустить между ягодиц, плотно сжав последние, между ног и вытянуть спереди. Теперь пояс нужно потянуть сильно за концы вперёд и вверх, заставив крестец и копчик «подвернуться» вниз и вперёд. При этом мышцы ануса и ягодиц не расслабляются.
    Теперь, когда понятно конечное положение и форма движения, нужно сделать всё тоже самое без вспомогательных средств, только силой собственных мышц.
  3. Для сохранения внутрибрюшного давления на выдохе, нужно не «замыкая» горло (выдох производится через рот) делать выдох медленно и натужно. Но к концу движения нужно постараться сделать его максимально полноценно.

О том, какое значение имеет повышение внутрибрюшного давления для прикладного аспекта, я рассказал.

Теперь затронем аспект «энергетический» и оздоровительный.

Дело в том, что циклическая ритмическая смена повышения и понижения внутрибрюшного давления приводит к смещению и массажу внутренних органов (печень, селезёнка, желудок, кишечник, мочевой пузырь).

Это весьма положительно сказывается на функционировании этих органов, на пассаже кишечника и пр. Особенно интересно воздействие на крупные паренхиматозные органы, которые являются депо крови – печень и селезёнка.

При вдохе происходит расширение грудной клетки из-за объёмного увеличения лёгких. Диафрагма опускается и «давит» на органы полости живота сверху. Если при этом ещё осуществляются дополнительно скручивающие движения и дополнительно увеличивается давление при сокращении мышц тазового дна, то эти «нажимания» на печень и селезёнку приводят к выбросу в кровь дополнительной эритроцитарной массы, находящейся в этих органах – депо эритроцитов.

Следовательно, в крови появляется большее количество гемоглобина, который, соответственно, увеличивает количество связанного кислорода. Учитывая тот факт, что при максимально полном дыхательном цикле мы качественно обновляем газовый состав в лёгких во время каждого дыхательного цикла, к тому же, затягивая фазу выдоха, мы даём дольше времени и под большим парциальным давлением провзаимодействовать кислороду с железом крови и связаться с ним в структуре гемоглобина.

Большее количество кислорода в крови резко стимулирует окислительные процессы в мышцах и других тканях, кто ощущается, как прилив сил и энергии.
Вот в этом и заключается тайная магическая энергетика ката санчин и тэншо.

Это как дыхнуть чистого кислорода из баллона через маску – сразу ощущается прилив энергии.

Достаточное количество кислорода способствует детоксикации недоокисленных продуктов. Поэтому, с течением времени, человек, практикующий ката санчин и тэншо, начинает чувствовать себя бодрее и лучше (особенно в пожилом или старческом возрасте), т.к. снижается токсическое действие от продуктов естественно усиливающегося возрастного катаболизма тканей.

Теперь о симэ (шимэ) при выполнении ката санчин и тэншо.

На самом деле, это вовсе необязательная составляющая, которая направлена на проверку степени концентрации и уровня погружения в процесс. Опосредованно симэ ещё является методом танрэн (укрепления и набивки всего тела).

Можно использовать этот метод, а можно и не применять вовсе.
Поэтому, если вы тренируетесь в одиночестве или с теми, кто не представляет, как помочь вам и сделать симэ, то и не заморочивайтесь с этим, т.к. симэ вовсе не обязательно.
В какой-то момент вам кто-то покажет, как это делать и на что обратить внимание, и вы сможете добавить ещё и эту составляющую в тренировку ката, если захотите и посчитаете нужным.

Кроме всего прочего, симэ вызывает сильный выброс эндорфинов и энкефалинов (животных гормонов-опиодов), которые сильнее морфина во много раз, и, кроме притупления боли, способны вызывать эйфорию и чувство улучшения настроения и прилива сил. Вот ещё одна причина почему старые мастера любят симэ.

Ну вот, я и разобрал основные моменты и этапы освоения ката санчин.

Полагаю, что этот разбор помог вам приоткрыть занавес таинственности над освоением и эффектами ката санчин и тэншо.

И помните, что не только санчин и тэншо – это те единственные ката, с помощью которых можно совершенствовать все аспекты, описанные в этом материале.

В стиле шотокан, например, есть такая ката, как хангетсу, тренировка которой может в полной мере решать все те же самые задачи.

Более того, все те же задачи можно решать с помощью любой ката, просто изменив манеру выполнения ката.

© Михаил Шилов (malleus maximus)

 

Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки