Ментальный аспект кумитэ

Сразу необходимо условиться, что под кумитэ следует подразумевать любой вид противодействия, как спортивный поединок, так и реальную схватку, в которой ставкой может быть даже жизнь.Ментальные атака или защита должны расцениваться наравне с таковыми же физическими аналогами.
Ещё у древних встречаются упоминания, легенды и мифы о применении различными героями эпоса и сказаний ментальной энергии, способной парализовать действия противника, связать его разум, заставить потерять всякую волю к сопротивлению.

Простейшим примером психологической атаки может являться мощный кэнсэй (роль которого, впрочем, не сводится только лишь к этому).
Рассказывают, что старые мастера могли полностью сломить противника одним лишь своим криком, который убивал на месте даже мелких животных.
На самом деле ментальный аспект атаки и защиты очень широк. Способы ментального взаимодействия с противником я постараюсь описать в этой главе.

Интересен тот факт, что применяя какой-либо способ психологического воздействия на противника, надо предполагать рациональную реакцию на него противника (наша же цель — добиться иррациональной реакции), который тоже может владеть теми же приёмами.
Однако, как это не странно, умеющие применять психологическую атаку, как правило, не умеют защищаться от самими же применяемой техники. Это происходит от того, что умелая защита требует целенаправленной тренировки в защите, как это характерно и для физической техники.

Во многом воздействие на противника оказывают уже позиция и взгляд.
По ним можно определить насколько серьёзен сам противник и его намерения.
Разумеется, что, оценивая противника, нельзя полагаться только на визуальные образы: комплекцию, прочность стойки, твёрдость взгляда, эмоции и др.; необходимо оценивать прежде всего содержание и наполнение внешних форм.
Можно сравнить внешнюю форму с тюбиком из под зубной пасты.
Будь он полный или пустой — он одинаково хорошо держит форму, а поэтому может быть обманчив.
Разница между пустым и полным именно в содержании, которое, в свою очередь, тоже может быть различным.

ПРОЧНОСТЬ ПОЗИЦИИ.

Прочность позиции может деморализовать противника, если он не готов.

Всё, начиная от постановки головы и кончая постановкой стоп, может произвести в сознании противника неизгладимое впечатление, заставив его загодя сдаться, что значительно упростит победу физическую.
Стоит, однако, обратить внимание на то, что иногда вовсе не обязательно принимать мощную боевую позицию для достижения желаемого результата, просто позиция должна отражать непоколебимость.Возможен и такой расклад: стараясь усыпить бдительность противника, боевая позиция не применяется вплоть до момента, непосредственно предшествующего атаке.
Причём, никакого дуализма здесь нет, т.к. события, описанные выше, следуют друг за другом, не мешая, а дополняя друг друга.

Мощная целеустремлённая позиция осуществляет прессинг на противника, вынуждая его к защите и отступлению, или же к необдуманной атаке, с целью прекратить постоянное на себя давление.
И то и другое даёт преимущество либо для развития атаки по нарастающей ( в первом случае), либо для классической работы гоно-сэн.
Если прессинг позицией осуществляется на протяжении определённого промежутка времени, то противник принимает оборонительную позицию, которую необходимо разрушить любой из вадз и применить сокрушающую технику.
Если же применить ментальный прессинг позицией непосредственно перед моментом атаки, то противник, скорее всего, применит какое-либо атакующее действия, с целью остановки, или просто отскочит назад.

В любом случае, после минимальной паузы, необходимо сразу же развивать сметающую атаку. Практически это хики-вадза.

Защита против такой техники заключается в том, что важно не принимать стратегию противника, идя на поводу у него; необходимо заставить его самого идти на поводу упреждая все его действия.

ВЗГЛЯД.

Большое значение имеет направление взгляда, его содержание (эмоции и внутренняя сила).


Направление взгляда может как подсказать возможные замыслы, так и скрыть их.
Поэтому читать направление взгляда нужно в контексте с содержанием последнего.
Одно без другого не имеет большой ценности.
По большому счёту по глазам можно прочитать всё, т.к. они ни чего не могут скрыть. Но важно учитывать тот момент, что в поединке может не оказаться достаточно времени для интерпретации взгляда, особенно если имеешь дело с противником, хорошо владеющего техникой созерцания.
Значение так же может иметь дистанция, с которой производится воздействие взглядом. Прогрессия здесь обратная геометрическая: «сила взгляда» обратно пропорциональна квадрату расстояния, с которого он производится. Я применяю слово «производится» не случайно: взгляд должен расцениваться как СРЕДСТВО достижения цели, как оружие, психологически выводящее противника из душевного равновесия.

Наполненность взгляда может носить самый различный оттенок и использование и умелое применение того или иного содержания требует от мастера таланта хорошего актёра.


Вовсе не обязательно деморализующий взгляд должен нести в себе злобу, враждебность или агрессию (хотя эти варианты зачастую очень приемлемы). Нередко, взгляд, не несущий, на первый взгляд ни какого содержания и полностью индифферентный, пугает противника больше, чем яростный, к которому он может уже успел привыкнуть.
Отсутствующий взгляд парализует противника, он подсознательно начинает чувствовать себя в роли жертвы, за которой холодно и расчетливо наблюдает хищник.

Самое главное — это посеять в душе противника смятение, и совершенно не важно каким взглядом это будет сделано.
Под смятением я подразумеваю такое состояние, когда противник, пусть даже на доли секунды, перестаёт полностью контролировать себя в физическом и эмоциональном планах.

Говоря иначе: необходимо любым образом вызвать у противника дисбаланс (испуг, удивление, неуверенность, потерю воли к сопротивлению и т.п.) за которым сразу же должна последовать физическая атака.

КЭНСЭЙ.

Искусство кэнсэй имеет древние корни.
Он служит для множества целей, но здесь я хочу осветить только аспект психологического воздействия.


В природе существует множество аналогов К. — это рычание хищников перед нападением на жертву и крики вожака стада обезьян, к которому приближается противник, а так же многие-многие другие примеры, когда животные криком пытаются отпугнуть врага или предупреждают о собственном намерении напасть. Поэтому, рассматривая искусство крика даже с такой точки зрения, можно прийти к выводу о его несомненной рациональности.


По сути, даже в общении людей между собой, нетрудно заметить, что желая придать наибольший вес своим словам и доказать своё превосходство над «оппонентом», люди обычно разговаривают на повышенных тонах, а иногда так и просто кричат.
К крику и вербальным угрозам они прибегают так же в тех случаях, когда аргументы оказываются не убедительными или попросту исчерпанными. В цивилизованном обществе мы считаем такие способы решения проблем не корректными, но природа — есть природа, и эти принципы, доставшиеся, как я уже показал это выше, от наших предков продолжают действовать.


Будем откровенны… Ведь по своей сути физическое противоборство противников (попросту говоря драка) считается в наше время анахронизмом. В своё время такими же анахронизмами считались и дуэли, но это вовсе не мешало им существовать. Так что получается, что воинские искусства — это варварское занятие. Рассуждая таким образом можно просто дойти до абсурда: как может быть такое, что искусство стало варварством?..
Всё попросту зависит от точки зрения на этот вопрос и области применения того, что я описал выше.


Более подробно об этике в каратэ мы поговорим в другой статье.
Таким образом, в поединке крик-это весомый фактор, который деморализует противника и даже заставляет иногда полностью отказаться от противоборства.

По сути своей кэнсэй может нести различного рода содержание. Это мажет быть и мощный крик, который повергает противника в отчаяние или же заставляет временно утратить над собой контроль, а так же это может быть любого рода выкрик, способный отвлечь внимание противника (такого рода выкрик часто может нести в себе вербальную смысловую нагрузку, как то требование документов или что-либо в этом роде).

Умелое применение крика порой может привести к очень эффективному результату, но, разумеется, этого можно достичь в ходе многочисленных тренировок по определённым методикам. Точно так же, следуя определённым методикам, можно добиться полного иммунитета к кэнсэю противника.

Так же об искусстве крика КЭНСЭЙ читайте здесь >>>>

© Михаил Шилов


Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки