Макивара и тамешивари

Упругая макивара  — лучший инструмент для подготовки к тамешивари.

Есть в каратэ такая дисциплина, как тамешивари, некоторые считают, что она не так и важна. Что это рудимент современных боевых искусств.  Но, в основном, так считают только те, кто ставит знак равенства между боевыми искусствами и спортом. Любой настоящий файтер должен быть готов к бою голыми руками. Для такого боя ударные поверхности должны быть специально подготовлены, т.е. превращены в реальное оружие. Иначе, бой может закончиться поражением от собственных ударов.

Вот такая дисциплина, как тамешивари, и призвана выявить степень готовности ударных поверхностей и разрушительную способность удара.

Макивара является тем снарядом, который как будто специально создан для полноценной подготовки к этой дисциплине.

Правда, не все  макивары годятся в полной мере всесторонней подготовки к тамешивари. Так, жёсткие и неупругие макивары могут в большей степени способствовать только закалке, набивке и укреплению ударных поверхностей, что тоже является неотъемлемой частью подготовки к тамешивари. Такого тамешивари, при котором сломанным (повреждённым) окажется только разбиваемый предмет, а свои конечности останутся целыми и невредимыми.

Для полноценной тренировки тамешивари подходит только пружинящая макивара. И лучше, чтобы она имела отбойник (ограничитель хода бойка), находящийся от бойка на расстоянии 10-20 см. Потому, что именно на таком расстоянии должна находиться за поверхностью мишени точка кимэ при разбивании монолитного предмета или нескольких предметов, соединённых вместе без зазоров.

При разбивании же нескольких предметов (досок, кирпичей, черепиц и пр.), разделённых между собой проставками, удар наносится с проносом и точка кимэ у него лежит в бесконечности на линии вектора силы удара. Такой удар не совсем хорош для реального боя, т.к. при промахе по мишени (при отсутствии ожидаемого сопротивления мишени) приводит к потере баланса бьющего и (или) ставит его в невыгодное положение по отношению к противнику. А в некоторых случаях приводит к отрыва сухожилий, разрывам мышц, повреждениям капсул суставов, отрывным переломам и т.п. аутотравмам.

Учитывая тот факт, что тамешивари – это практический аспект подготовки бойца и часть методики постановки разрушительного реального удара. Считаю, что наиболее прикладными являются тамешивари с разбиванием «монолита» (цельного предмета или набора из нескольких предметов, но сопоставленных без зазора). Удар для разбивания такого предмета наиболее эффективен и разрушителен.

Однако, и для разбивания нескольких предметов, разделённых проставками, работа на упругой макиваре является замечательным методом подготовки. Дело в том, что упругая макивара при постановочной работе «учит» стабилизировать все структуры ударной части и скоординировано работать все части ударного звена на всём протяжении удара, пока не происходит его произвольная остановка, а не только в момент контакта с мишенью.  Т.е., пока идёт сопротивление от разбиваемых предметов (одного за другим) вся трансмиссия ударного звена находится в оптимально стабилизированном и эффективном состоянии.

Работа на макиваре для подготовки к тамешивари ничем не отличается от обычной работы на макиваре. Единственная разница состоит в том, что и набивочная и постановочная работа производится только не защищёнными ударными поверхностями.

Закалка, набивка и укрепление ударных поверхностей и ударных частей необходимы для подготовки этих поверхностей и частей для мощного удара, в процессе которого не произойдёт их травматизация  и саморазрушение.

Работа, направленная на постановку мощного, кимированного, пробивного удара с точкой кимэ, расположенной глубже точки контакта по линии вектора силы удара – это самая основная методика, которая даёт абсолютно правильный двигательный стереотип работы всех частей ударного звена, а так же необходимое чувство дистанции и чувство точки кимэ.

Ведь при разбивании предметов эта точка кимэ находится не на поверхности мишени, а в её глубине или даже за мишенью. Если бить с акцентом по поверхности мишени, то, скорее всего, разбитыми окажутся руки.

Дело в том, что при ударе по поверхности упругой деформации мишени может хватить, чтобы не сломаться. В этом случае вся сила удара вернётся назад в руку, что чревато травмой. Считайте, что это не вы ударили в доску, а вам ударили доской по руке.

Если удар пробивной с точкой кимэ за пределами мишени, то при надёжной фиксации разбиваемого предмета его упругих свойств не хватит для того, чтобы выдержать удар и не сломаться. В момент разрушения предмета сила удара «сбрасывается» с ударной части и в руку ничего не возвращается. Именно поэтому при удачном тамешивари (когда мишень разрушается) травм не бывает, а бьющий говорит, что «как-то всё легко получилось, почти ничего и не почувствовал». И наоборот, — все травмы, и отбитые руки бывают тогда, когда предмет (мишень) не ломается, и вся сила возвращается обратно.

Так вот, постановочная работа на макиваре ставит именно такой эффективный, разрушительный пробивной удар, одновременно предотвращая аутотравматизм.

Теперь о некоторых особенностях, с которыми можно столкнуться при подготовке к тамешивари.

Дело в том, что общепринятым является классическое вертикальное положение макивары. Отсюда следует, что при таком положении можно тренировать и вертикальные тамешивари, т.е. такие разбивания, когда мишень находится в вертикальном положение, как боёк у макивары.

Это частое и стандартное положение, например, для разбивания досок.

Но есть ещё  одно «классическое» стандартное положение, когда нисходящим (сверху вниз) ударом (например, тецуй, шуто, атоши эмпи учи и пр.) разбиваются предметы, расположенные горизонтально.

Вот для подготовки к таким тамешивари «обычные» макивары в виде упругой доски, закреплённой в земле, оказываются не приспособленными.

Вероятно поэтому, испокон веков подготовка к тамешивари нисходящими ударами велась на горизонтальных брёвнах, камнях, специальных деревянных чушках и т.п. Всё это позволяло хорошо понять постановку ударной поверхности на мишень, давало необходимую закалку и крепость ударных частей. Но… Не давало возможности проработать пробивной удар в динамике, с каждым ударом вырабатывая правильный для проламывающего удара динамический стереотип работы всего ударного звена.

Для этого нужна «горизонтальная» макивара. Она позволит охватить весь круг аспектов по подготовке к горизонтальным тамешивари. От набивки до постановки удара по необходимой нисходящей траектории.

В настоящее время нет никаких препятствий для того, чтобы сконструировать «горизонтальную» макивару, руководствуясь одним из принципов, описанных в главе по конструированию макивар.

Ещё необходимо заметить, что для прогресса, для улучшения результатов и показателей тамешивари, при подготовке на макиваре придётся регулярно увеличивать нагрузку сопротивления. Обычно для этого или переделывают макивару на более жёсткую, или имеют целый набор макивар.

Правда, есть макивары, которые переделывать не нужно. У них есть узел регулировки жёсткости, с помощью которого макивара быстро перенастраивается.

Макивары МБШ и Камертон Шилова идеально подходят для подготовки к тамешивари. И если Камертон в силу стационарного крепления удобнее использовать в подготовке таких тамешивари, когда разбиваемый предмет располагается вертикально, то МБШ в этом плане имеет преимущества.

Связано это с тем, что её можно закреплять практически в любом положении (от вертикального до горизонтального) и под любым углом. Главное, было бы на что закрепить.

Но самое главное, что обе эти макивары замечательно подходят для подготовки к «классическим» (самым частым и популярным) тамешивари, проводящимися в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

С вертикальным тамешивари всё просто. Макивара в этом случае крепится в обычном вертикальном рабочем положении, а тренировка ничем не отличается от обычной работы на постановку мощного пробивного удара, при котором боёк должен с силой ударяться в отбойник.

А вот с «горизонтальными» тамешивари дело обстоит несколько иначе. Очевидно, что для отработки пробивного нисходящего удара в горизонтально расположенный разбиваемый предмет необходимо наносить удары в горизонтально расположенную макивару.

В случае с Камертоном, его нужно просто положить на горизонтальную поверхность – пол, скамейку, лавку, банкетку, брус большого сечения. При этом фиксация не обязательна, хотя и желательна.

МБШ нуждается в фиксации, но она точно такая же, как и при креплении на вертикальный столб или дерево – жгуты, ремни, багажные стяжки и т.п., которыми она притягивается к той же банкетке или гимнастической скамье.

В таком положении и выполняются все необходимые техники.

Не стоит забывать и о набивке в горизонтальном положении.

Дело в том, что при нанесении сотен и тысяч набивочных ударов за тренировку, вырабатывается идеальное чувство постановки ударной поверхности на мишень. А именно правильная постановка способствует и максимально эффективному использованию силы удара, и профилактике аутотравматизма.

В процессе тренировки в  горизонтально расположенную макивару нужно наносить удары с разных сторон. Т.е. нужно занимать положения  лицом к верхней части бойка, лицом к нижней части бойка, лицом к правой и левой стороне макивары.

Связано это с тем, что угловое смещение бойка имитирует смещение отломков разбиваемого предмета. И в реальности смещение этих отломков может произойти как угодно, особенно если разбиваемый предмет не стандартный. С досками  не в пример всё проще.

В начальном же положении боёк никогда не должен находиться под углом по отношению к отбойнику, как это предлагается в некоторых конструкциях. Это в корне противоречит одному из базовых принципов удара, который гласит, что при максимально эффективном ударе, вектор силы удара в точке контакта должен быть перпендикулярен ударяемой поверхности. При таком раскладе удар максимально эффективен, а аутотравматизм сводится к минимуму. Потому, как если в ударе ударная часть ложится на мишень под углом в момент контакта, то это приводит к ссадинам и размозжениям. Но самое худшее – это выработка неправильного динамического стереотипа работы по стабилизации ударного звена.

Кроме того, отрабатывать удар в такую наклонную поверхность – это всё равно, что бить доску, расположенную под углом по отношению к вектору силы удара. Часть этой силы «отрикошетит» (как градина от ската крыши) и рассеется. Отрикошетит и ударная часть, что приведёт к ссадинам и сечкам. Ну а мишень?.. Имеет много шансов не пострадать.

О том, как угловое смещение бойка имитирует поведение разбиваемых предметов или тела противника, а так же о том, как оно тренирует правильный динамический стереотип механизмов стабилизации предплечья, можно узнать из соответствующих  глав.

© Михаил Шилов (ШИВА)

__________________________________

Современная профессиональная макивара — это высокотехнологичный снаряд с большим набором уникальных свойств и механизмами, позволяющими регулировать эти свойства.

Узнать о лучших профессиональных макиварах Камертон Шилова и МБШ (Макивара Бадюка-Шилова) Вы сможете на сайтах
www.makiwara.ru и www.mbs.makiwara.ru

Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки