Внутренняя составляющая в тренировке «энергетических» ката на примере Санчин

Часто у адептов боевых искусств, практикующих Санчин, Тэншо, Хангетсу и т.п., возникают вопросы о внутренней составляющей этих ката на тематических курсах или при персональных занятиях. В этих комплексах неразрывно связаны следующие три момента.

  1. Регуляция деятельности опорно-двигательного аппарата (сбалансированные позиции и правильные проекции костного каркаса, напряжение и расслабление определенных групп мышц)
  2. Регуляция дыхательной системы (длительность вдоха и выдоха, их продолжительность, напряженность воздушного потока, наличие или отсутствие пауз в дыхательном цикле)
  3. Концентрация (слушание себя изнутри) на внутренних органах, осуществляющих «перевод» сигналов из внешнего мира (глаза, уши, язык, нос, кожа) в сигналы, понятные внутренним органам (ведь у печени или легких нет глаз и ушей и они не могут видеть и слышать, но зато они понимают изменение количества калия, билирубина, кислорода — это и есть понятный им «родной, внутренний язык»- биохимия).


Согласно информации некоторых окинавских мастеров, эти упражнения были созданы на основе классических Эккин Кико и Сэнцзуй Кико.
Это трактаты Бодхидхармы – Дамо «Об изменении в мышцах и сухожилиях» и «О промывании костного мозга».
То есть говоря всем понятным языком – классические буддистские техники китайского Ци Гун, к которым в дальнейшем были присоединены даосские техники.

Если китайские техники в большей своей части направлены на оздоровительный аспект, то окинавцы адаптировали эти упражнения к ярко выраженному боевому направлению – чтобы извлекать пользу в поединке.
Поэтому в корне и в сути и китайские и окинавские системы (на основе они даосских или буддистских техник) – одно и тоже, или во всяком случае являются братьями-близнецами. Только про одного «брата» можно сказать, что он «привык созерцать», а про второго – решать вопросы в наступательной, лидерской манере.
Каждый человек выбирал ту «школу» которая лично ему ближе по духу.

Сейчас речь об «Окинавской школе», основное направление которой – в первую очередь – боевое, и как дополнительный ее аспект – оздоровительное.

Первая ступень – Эккин кико


Регуляция гармоничной циркуляции внутренней энергии по соответствующим анатомическим энергетическим «органам и системам».

Выполняющий Санчин ката, в первую очередь определяется с вариантами (первые 3 пункта в начале статьи).

Пункт 1.

  • Жесткая мышечно-скелетная динамика и фиксация.
  • Жестко-полумягкая.
  • Полужестко-мягкая.
  • Мягкая.

Кроме того, существенное значение имеет цикл «напряжение-расслабление» анальных сфинктеров, тазовой и мочеполовой диафрагмы, отдельное внимание – «состояние» шеи.

Пункт 2. то же в отношении дыхания. Условно обозначим так:

  • Длинный вдох – такой же выдох (варианты: с паузой между вдохом и выдохом, или с паузой между выдохом и вдохом – это важно. Аналогично для всех последующих пунктов)
  • Короткий вдох – длинный выдох.
  • Длинный вдох – короткий выдох.
  • Короткий вдох – короткий выдох.

Например, Основоположник Основ Годжу – Хига(ши)онна Канре использовал 4-й вариант, и не делал мышечных напряжений. Создатель Годжу – Мияги Тодзюн, наоборот, изменил физический рисунок ката, использовал не прекращающееся мышечное напряжение и дыхательный 1-й вариант, но до этого он очень долго занимался у своего учителя по его способам.
Кроме того, существенное значение имеет выполнение или отсутствие выталкивающего остаточный воздух «кашляющего» воздушного толчка.
Далее – это уже для следующей ступени изучения – присоединяются последующие характеристики дыхательной составляющей, о которых говорится в начале этой статьи.

Пункт 3.
«Слушание себя» — как стать «переводчиком» для общения с собственным организмом. Ввиду общей сложности и объемности материала в этой статье описан только один вариант и только способа «Шошютен Ки-ко». Это «слушание себя», кто-то может использовать визуализацию (это не существенно). Главное – непреклонное намерение и делание упражнения без фанатизма. Просто безразлично и отрешённо — самое последнее в своей жизни дело, которое потом, условно, никто не сможет повторить. В восточных психотехниках такой процесс называется «не-деланием»).

ТЕСТ

Полностью расслабьте руку.
Сконцентрируйтесь на ней.
Дайте команду руке – подняться самой вверх.
Сделайте это.
Запомните ощущение.


Теперь встаньте боком, вертикально у стены.
Руку, которую вы сейчас поднимали, отведите к стене примерно под углом 45 градусов между туловищем и стеной.
Тылом кулака упритесь в стену.
Очень-очень сильно давите на стену рукой через кулак и ритмично дышите.
Думайте о том как сдвинуть стену.
В течение минуты (считайте до 60).
Перед тем, как закончить давление на стену, расслабьтесь, быстро отойдите от стены и сразу же дайте команду руке подняться! И вы удивитесь, — что-то «само» поднимает вашу руку.
И так можете подряд раз 5 опускать и снова давать подняться руке.
Запомните и это ощущение.
Вот именно такого или чем-то похожего на него ощущения и надо добиваться при выполнении Шошютен Ки-ко.

Здесь тоже несколько вариантов. Энергия может начинать путь по переднесрединному каналу (меридиану) от нижней губы вниз, к серединной точке промежности. Там вертикально «входить» по передней (внутренней) поверхности крестца до точки Сейка Тандэн (нижний Дань Тянь), скручиваться, раскручиваться, опускаться вновь в серединную точку промежности. По одному из вариантов это происходит на вдохе. По другому варианту – наоборот, на выдохе.

Следующая фаза – энергия в следующей фазе дыхательного цикла начинает движение (помните, как в тесте рукой двигало что-то) из этой точки и проходит по заднесрединному каналу (меридиану), заполняя его, через точку макушки головы и заканчивает в точке верхней губы. Опять же здесь вариант «замка» — кончик языка либо прижимается к верхней десне перед зубами изнутри, или не прижимается. В этом разделе так же существует еще 3 варианта движения энергии. Это описан жесткий, мужской, огненный путь. Существует еще вариант пути Воды и пути Воздуха.

Очень познавательный и интересный аудио подкаст на тему ката САНЧИН можно прослушать на проекте

Записки на манжетах кимоно… >>>>>>>

http://budo-blog.ru/audiozapiski

Подкаст №25. О ката САНЧИН…


Продолжение следует…

© Михаил Шилов


Самое интересное и полезное о
Боевых Искусствах

Ваше имя:
Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки